Вход
kolokray.tour@gmail.com
kolokray@ukr.net
(050) 33 44 900
(067) 240 32 09
(067) 323 55 77
  • Экскурсии по Киеву
  • Туры по Украине
      • Среднее Поднепровье
      • Подолье
      • Сиверщина
      • Полтавщина
      • Запорожский край
      • Волынь
      • Галичина
      • Закарпатье
      • Буковина
      • Причерноморья
      • Крым
      • Слобожанщина
  • Активный туризм
  • Туры за Рубеж
  • Достопримечательности

Векленко Виктор - историк-ставрограф

Виктор Векленко – историк-ставрограф. Днепропетровский историк Виктор Векленко называет себя ставрографом - специалистом по крестам. После окончания исторического факультета он заведовал  лабораторией археологии Днепропетровского национального университета и принимал участие в раскопках. Результатом стала монография «Нательные кресты Самари-Богородицкой крепости». Как исследователь, В. Векленко собрал внушительную коллекцию, на основе которой в Петриковском районе открылся единственный в Украине Музей креста. Новый музей удачно вписался в концепцию казацкого этнохутора Галушковка.

В экспозиции представлены нательные кресты из металла, керамики, дерева и стекла из пятнадцати регионов Украины - от периода Киевской Руси до начала двадцатого века.

Ставрография - изучение нательных крестов, и история Присамарья, наработки, связанные с исследованием Ново-Богородицкой крепости.

Рассказывает сам ставрограф Виктор Векленко: «Тема запорожского казачества и церкви близка мне со студенческих лет. Поэтому я попытался разобраться с находками, однако проблема в том, что не было научной литературы по этой тематике. Выручали контакты с российскими коллегами. Большую помощь оказало изучение фондов Днепропетровского исторического музея, где накоплен огромный ставрографический материал. Довелось познакомиться и с «черным» рынком. Я себя не считаю коллекционером, но со временем у меня появились сотни нательных крестов, как образцы для идентификации находок. На территории современной Украины особняком стоит Крым, там христианство и нательные кресты появились еще в V-VI веке, благодаря влиянию Византии. На наших землях - примерно на пятьсот лет позднее, во времена Киевской Руси. Нательный крест - это знак принадлежности к христианству.

Крестики иногда открывают удивительные страницы нашей истории. Вот, например, крестик периода Киевской Руси, найденный возле знаменитой Петриковки. Там же был найден сребреник князя Владимира. Однако наиболее интересные находки преподносит Игренский полуостров в устье Самары, за которой начиналась степь - Дикое поле. Здесь когда-то находили много монет Золотой Орды, а также - и христианских крестиков. Возможно, в золотоордынские времена, а также - Великого княжества Литовского тут было большое смешанное поселение, где жили люди разных вероисповеданий и культур, попадаются крестики и ниже по Днепру. Это показывает, что наши предки начали осваивать эти края еще в период Древней Руси.

По византийскому канону было не положено хоронить с нательными крестами. Как правило, их передавали по наследству - от отца к сыну, от матери к дочери. Поэтому крестов в могилах – единицы. Кресты были разными - вот, например, крест-мощевик. Их носили сверху на одежде - в основном богатые люди, чтобы защитить себя от нечистой силы или сглаза. На нем открывается крышечка, под которой в выемке хранился кусочек святых мощей. Были еще нагрудные или наперсные кресты, которые носили священники.

Я уже сказал, что крестики в Приднепровье появились в киевскую эпоху, но еще больше их стало, когда наш край начало осваивать казачество - примерно с XVI века. Это видно по раскопкам Самари-Ново-Богородицкой крепости. В XVI веке - крестики простенькие. В XVIII на нательных крестах выделяются внешние углы средокрестий - там появляются лучи или другие украшения. Напрашиваются аналогии со стилем барокко. Далее крестики становятся более строгими, и на них чаще появляется изображение распятого Христа. Чем это объяснить - пока не знаю. Возможно, на художественные приемы влияло соседство с Речью Посполитой. Украина всегда была воротами в Европу, сюда быстрей доходили новые веяния, чем в Россию, - через нее нередко проникали католические сюжеты. Кстати, со временем крестик становится не только символом веры, но и украшением. Это видно по женским крестикам, а в Западной Украине крест становится элементом згарды - ожерелья, состоящего из разного рода крестиков».

Виктор Алексеевич ВЕКЛЕНКО родился 4 октября 1968 года в Днепропетровске. Учился в ДГУ на историческом факультете. В 1996-2009 годах возглавлял учебную лабораторию археологии исторического факультета Днепропетровского национального университета им. Олеся Гончара. Сейчас - научный сотрудник Института общественных исследований. Автор книги «Нательные кресты Самари-Богородицкой крепости» (2010).

Автор – Вадим Рыжков