Вход
kolokray.tour@gmail.com
kolokray@ukr.net
(050) 33 44 900
(067) 240 32 09
(067) 323 55 77
  • Экскурсии по Киеву
  • Туры по Украине
      • Среднее Поднепровье
      • Подолье
      • Сиверщина
      • Полтавщина
      • Запорожский край
      • Волынь
      • Галичина
      • Закарпатье
      • Буковина
      • Причерноморья
      • Крым
      • Слобожанщина
  • Активный туризм
  • Туры за Рубеж
  • Достопримечательности

Гаврилов Николай - Львовский Дали

Николай Гаврилов или «львовский Дали».

Талантливый музыкант и художник Николай Гаврилов, которого в художественных кругах города называют «львовским Дали», еще и мастер по росписи церквей.

Николаю Гаврилову сейчас 53 года. Родился и живет до сих пор в городе Николаев Львовской области. Окончил Львовское художественное училище им. Труша. На собственную манеру рисования вышел 20 лет назад, когда вместе с другими художниками был приглашен для росписи церкви в родном регионе. Потом были иконописи в разных городах Украины и за рубежом.

Его работы украшают десятки отечественных храмов. Одна из его работ - греко-католический храм архистратига Михаила в селе Верин Львовской области, где святые одеты в вышиванки, и алтарь расписан украинскими пейзажами и известными историческими фигурами, среди которых выходцы из Верина, сотники УПА Явор и Грабенко. К празднику Пасхи мастер завершил роспись стены этого храма с страстными и пасхальными сюжетами.

Николай решил изобразить молитву Иисуса Христа в Гефсиманском саду немного необычно. Во время молитвы Господу выступает кровавый пот. Такая деталь упоминается только в Евангелии от Луки, ни один другой евангелист об этом не вспоминает. Да и не удивительно, ведь такое явление происходит крайне редко и в медицине называется гематидроз, поэтому заметил его только медик Лука.

Книга Джузеппе Рицциотти «Жизнь Иисуса Христа» вдохновляет Николая Гаврилова. Он соблюдает пост и убежден, что рисовать страстные и пасхальные сюжеты в дни поста - Божий замысел.

«Со времен советской власти наши церкви расписывались без какого-либо стиля, - рассказывает художник. - Во времена атеистического Советского Союза мы потеряли все те традиции, которые накапливались годами. Если 20-30тые годы XX века в церковных росписях узнать можно, то промежуток от 30-х и по сей день - это лишь иллюстрации на церковную тематику. Только сейчас появляются храмы, имеющие свой индивидуальный стиль, и можно даже говорить о формировании нового периода в церковном росписи».

Художник лично приложил к этому свою руку, то бишь кисть. Для воплощения идеи особого стиля он работает вместе с богословами и искусствоведами. Каждая икона в церкви - произведение искусства.

Хотя каноны, по наблюдению Гаврилива, у восточной, византийской, церкви строгие и четкие. «Я расписывал православную церковь в Ялте, там святые должны быть более аскетическими, строже. На них должно быть меньше украшений. Внешние эффекты практически отбрасываются, изображение направлено больше на глубину образа. Даже современных святых изображают не как людей своего времени, - продолжает художник, - Святую Матрену Московскую, которая от рождения была слепой, надо было рисовать с приоткрытыми глазами. А святая Параскева Топловская, которая при жизни носила большие очки, на иконах изображается без них. И объясняется это тем, что в другом мире люди не имеют физических недостатков.

А вот в западной церковной традиции художники могут позволить себе гораздо больше. «В средневековой церковной живописи можно четко определить, в какое время и в какой местности это рисовалось. К примеру, во фламандской живописи XV века немало святых были «одеты» в одежду того времени. И такие образы мы можем увидеть у таких известных художников, как Дирк Баутс или Ганс Мемлинг. Нам сейчас трудно представить архангела Гавриила в джинсах или хотя бы в дорогом костюме. И вряд ли сейчас кто-то себе такое позволит. А то, что я рисую святых в вышиванках, - это что-то очень традиционное, ведь, по оценкам некоторых специалистов, вышивке уже более пяти тысяч лет. Событиям, описанным в Евангелии - две тысячи. Поэтому если кто-то спрашивает: «Разве в то время носили вышиванки?» - То я всегда отвечаю: «Да».

Есть еще одно основание для «осовременивания» храмовой живописи. «Благотворителей церкви обычно изображают на иконах в их современной одежде. Даже сейчас меценаты могут быть нарисованы в храме или на иконе, что висит на стенах церкви. Преимущественно они изображены в молитвенных позах, под покровом кого-то из святых. И это абсолютно канонически. Так, в одной из крымских церквей в Нагорной проповеди художник изобразил целую царскую семью Александра III.

Церковная живопись богата на образы и символы. В ней нет запрещенных цветов. В истории церковной росписи можно увидеть, что художники в бедных странах использовали землянистые цвета. Но с символикой это вряд ли связано. Просто некоторые цвета были очень дорогими. Синий цвет, который в средние века стоил целое состояние, могли позволить себе только мастера у богатых заказчиков, например, ватиканских. Кроме того, церковная символика изобилует образами всевозможных растений и животных. Поэтому, например, в «Тайной вечери» средневековых авторов можно увидеть собак и кошек, о которых в Евангелии не упоминается».

Многие росписи в церквях, кроме своего символического значения, имеют еще украинские национальные элементы. Так, к примеру, в изображении Благовещения рядом с Девой Марией стоит прядильный станок и видно рушник, вышитый украинским орнаментом. В сцене крещения Иисуса рядом молится женщина в украинской вышиванке. Так же две местные жительницы изображены в сюжете Восхождение Святого Духа. А в «Сне Иосифа», где он узнает о намерениях Бога, прототипом святому взят Иосиф Слепой. В этой церкви уже были нарисованы и Андрей Шептицкий, и Иоанн Павел II, и Любомир Гузар. Поэтому Николай решил написать и его. И такое сочетание выглядит очень символично.

Также на стенах храма изображении разные стили церковной архитектуры Украины и мира. Нарисовано четыре львовские церкви с гербом Львовской епархии (Успения Пресвятой Богородицы, церковь св. Юра, храм св. Николая и церковь Преображения Господня), четыре киевские церкви с гербом Киевской епархии. Есть и старинные украинские памятники деревянной сакральной архитектуры и четыре известные украинские храмы в мире - церковь св. Андрея в Сиднее, церковь св. Софии в Риме, церковь Непорочного зачатия Пресвятой Богородицы в Филадельфии и церковь св. Николая в Виннипеге.

Выделяются «подлинностью» и лики святых. Иоанн Златоуст, Василий Великий, Екатерина, Варвара или Григорий Богослов - черты лица выбраны из четких описаний их биографов. Однако, есть и такие, которые имели свои прототипы.

Так евангелист Марк написан с фотографии одного из известных львовских художников, а лик евангелиста Матфея - лицо в молодости одного настоящего священника.

Также художник довольно необычно изобразил Тайную вечерю. За одним столом с Христом и апостолами сидят 28 украинских святых, которых канонизировал Папа Римский во время своего визита в Украину.

Кроме того, Николай Гаврилов пишет картины. Увлекается музыкой, в 1990-х работал с такими коллективами, как «Лесикбенд», «Рекрут», а с 2006 года является клавишником рок-группы «Мэри». Вместе с группой концертировал по Украине и Италии, участвовал в «Таврийских играх», в «Славянском фестивале», который проходил в Вашингтоне.

Автор: Кристина Инжуватова.