Олескому замку XIV века выпала важная роль - творить историю края. Уже в 16 в. замок приобрел формы дворца в стиле итальянского Возрождения, которым и по сей день гордимся, хотя в XIV в. его строили как крепость. Расположен на пятидесятиметровой холме, он, однако, занимает значительно большие высоты в культурной жизни галичан. Долгое время здесь была резиденция украинских магнатов, вокруг которых объединялся люд для освободительной борьбы и побед.
Въездная ярусная башня и оборонительная стена с галереей соединены с полуовальным зданием, в котором внутренний двор создает ощущение почти абсолютного уюта и безопасности. Только 42-метровая глубина колодца может внести некоторое смятение ... Замок неоднократно подвергался разрушениям не только от врагов, но и от землетрясения 1838 года, а в середине 20 в. еще и молния присоединилась к уничтожению твердыни. Впрочем, ему во все времена уделяли больше внимания, чем подобным сооружениям, и поэтому эта национальная гордость (здесь провел свое детство Б. Хмельницкий) ныне имеет приличный вид.
Именно в этом замке София-Теофила, дочь русского воеводы Ивана Даниловича, владельца замка, 1629 года родила будущего короля Польши Яна III Собеского.
Грациозные скульптуры француза Б. Ж. Леблана (18 в.) создали в замковом парке неповторимую ауру и благодаря им крепостная цитадель приобрела дворцовый шарм. Поскольку Олеский замок сегодня является «загородной резиденцией» Львовской галереи искусств, поэтому есть возможность полюбоваться многочисленными художественными шедеврами, в частности полотном Мартино Альтомонте «Битва под Веной» (17 в.), грандиозные размеры которого не могут вместить даже замковые залы. Почувствуйте на себе пристальный взгляд Ивана Даниловича с его «Портрета», работы художника Федора Сеньковича (17 в.). Экспрессивные движения и мимика скульптур знаменитого Пинзеля «Жертвоприношение Авраама» (18 в.), тоже никогда не остаются без внимания, передавая всплеск человеческой энергии даже через века. Обидно, что большинство сокровищ искусства находится в недоступном для посетителей запаснике галереи искусств, роль которого играет монастырь капуцинов с храмом св. Иосифа (1739), расположенного напротив замка.