Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Семья Косачей в Днепропетровске. Днепропетровск расположен далеко от Волыни - малой родины Леси Украинки, но он непосредственно связан с историей ее семьи. Известный историк и первый директор Днепропетровского исторического музея, академик Дмитрий Яворницкий в течении всей жизни поддерживал дружеские отношения с родственниками поэтессы. Он переписывался с матерью, писательницей Еленой Пчилкой, которая впервые побывала в Екатеринославе еще ??в 1891 г. Позже, когда жил в городе на Днепре, Д. Яворницкий ходатайствовал об устройстве младшей дочери Елены Пчелки Ольги Косач-Кривинюк на службу в патронаж Екатеринославской земской управы. Свою жизнь сестра Леси Украинки связала с Екатеринославом на целых десять лет - здесь она жила с мужем и маленьким сыном Михаилом. Будучи врачом, занималась амбулаторным приемом больных и, по долгу службы в земстве, устраивала судьбу детей-сирот. В то же время вела активную общественную работу, направленную на возрождение украинской культуры, была хранительницей архива произведений сестры, а затем стала ее биографом. Ольга Косач-Кривинюк дружила и с Дмитрием Яворницким. Их теплые отношения сохранились после ее отъезда из губернии в 1921 году.
Сама Леся Украинка в Екатеринославе была только проездом, во время путешествия в Крым 1891 г. Она побывала на днепровских порогах, которые упоминала в своих произведениях. С Д. Яворницким Леся познакомилась позже, в Египте. Так сложилось, что в 1910 г. историк путешествовал по Греции и Ближнему Востоку. Он хотел увидеть здания, в которых располагались музеи, чтобы использовать подходящий проект для постройки нового музейного помещения в Екатеринославе. В то же время в Египте отдыхала Леся Украинка. Здесь и свела судьба двух знаменитых соотечественников-украинцев. На память о встрече в Стране пирамид Д. Яворницкий получил от писательницы трость и общий снимок. Сама же Леся очень красочно и ярко выложила впечатление о великом историке в письме к сестре Ольге и ее мужу Михаилу Кривинюк. Вспоминая Д. Яворницкого, Леся писала: «Он заядлый дед. Лазил и на пирамиды, и в пирамиде, и где его только не носило! И это в 60 лет и с ревматизмом...».
Бережно сохраняя на всю жизнь комплекты изданий, книги, подарки и открытки, которые присылали ему Елена Петровна, Ольга Косач-Кривинюк и сама Леся, Дмитрий Яворницкий невольно начал коллекцию вещей, связанных с этой семьей. Экспозиция раритетов, которая выставлялась в музее, воссоздает атмосферу, в которой жила и творила поэтесса. Мать Ольги и Леси, писательница Елена Петровна, в 1908 г. опубликовала свои воспоминания в издании «Родной край», назвав их «В гостях у Екатеринослава». Днепропетровские исследователи отмечают, что жизнь и творчество трех украинских писателей из семьи Косач - Елены Пчелки, Леси Украинки и Ольги Кривинюк - тесно переплелись с культурной жизнью Екатеринослава начала ХХ ст.
Вот что писала в сентябре 1911 года екатеринославская газета «Днепровские волны», сообщая в небольшой заметке о приезде Елены Пчелки: «В начале этого месяца Екатеринослав посетила известная украинская писательница, редактор «Родного края» Ольга Петровна. Уважаемая наша писательница посетила музей им. Поля, где с особым вниманием ознакомилась с отделом запорожской старины, слушала песни кобзаря Гр. Кожушко, который ей очень понравился. Съездила на Кадацкий порог, где на берегу осмотрела останки бывшей крепости, построенной поляками и отвоеваной у них в 1648 г. казаками, а также кадацкую деревянную церковь, построенную в древнем украинском стиле». О. Пчилка помогала Д. Яворницкому организовать «Просвещение» в селе Мануйловка (ныне Амур - Нижнеднепровский район Днепропетровска). Газета «Днепровские волны» на начале 1911 г. опубликовала текст письма, в котором Е. Пчилка поздравила с открытием дома «Просвиты», отправив книги и 50 руб.
Писательница долгое время была частым гостем в Екатеринославе. Ее сердце рвалось к дочери Ольге, которая с семьей жила в Лоцманской Каменке, на окраине Екатеринослава. Младшая сестра Леси Украинки - врач по специальности, писательница, переводчик, этнограф. Учась в Петербургском медицинском институте, участвовала в антиправительственных выступлениях, подвергалась полицейским арестам. В Киеве познакомилась со студентом медицинского факультета, активным участником революционного движения Михаилом Кривинюком, за которого вскоре вышла замуж. Молодая семья находилась под постоянным надзором полиции. В Екатеринославе супруги сначала поселились в сельском доме, а затем земский патронат построил отдельный дом, двор которого Ольга Петровна превратила в цветущую оранжерею, посадив цветы, клубнику, подсолнухи. К ней приезжали погостить сестры Изидора и Оксана со своими детьми и другие члены семьи.
В патронате Ольге приходилось объезжать на двуколке села Екатеринославского и Новомосковского уездов, ища семьи для сирот и подкидышей, а также лечить больных. Вместе с тем Ольга горячо поддерживала любое общественное начинание по возрождению национальной культуры. Она была организатором в сельской школе ткацкой мастерской и кружка вышивания. Собранные ею орнаменты народной вышивки вошли в альбом «Украинские народные узоры из Киевщины, Полтавщины и Екатеринославщины», который был издан в Киеве в 1928 году. Вместе с мужем была активным членом Екатеринославской «Просвиты», входила в ее совет и издательскую комиссию. Работали над переводами на украинский язык с английского, французского, чешского языков произведений Ч. Диккенса, Д. Лондона, Ж. Санд, Ш. Перро, С. Томпсона, Р. Киплинга, Г.- Х. Андерсена, В. Бенеша, К. Эрбена и других. В течение 1917-1920 гг. книги этих авторов увидели мир в Екатеринославе. Это были сказки и рассказы для детей, иллюстрированные рисунками местного художника М. Погребняка. Способствуя популяризации украинской литературы, в первую очередь для детей, Ольга Кривинюк выдала в Екатеринославе произведения Елены Пчелки, а также книгу Г. Григоренко (Александры Судовщиковой, жены брата Михаила Косача) «Детки. Сборник для детей» (1918). Кроме того, в Екатеринославе ею были напечатаны «Древняя история восточных народов» (1918) - учебник, написанный 19-летней Лесей Украинкой для своих младших братьев и сестер, и первое отдельное издание драматической поэмы «Боярыня» (1917), которая долгое время была запрещена цензурой.
Семья Косачей долго поддерживала дружеские и творческие отношения с общественными и культурными кругами Екатеринослава после того, как покинули Лоцманскую Каменку.
На страницах «Родного края» Елене Пчелки в течении 1905-1916 гг. печатались прозаические и поэтические произведения екатеринославских писателей. Безусловно, семья Косачей сделала свой ??незаурядный вклад в возрождение национальной культуры и просветительского движения на Екатеринославщине, а для ее членов в течение десяти лет Лоцманская Каменка была еще одним «родовым гнездом», как хутор Зеленый Гай или Колодяжное на Волыни, считает исследовательница Наталья Василенко.
Не случайно еще десять лет назад днепропетровский краевед Николай Чабан, написавший книгу о екатеринославском «Просвещении», поднял вопрос о том, чтобы дом в Лоцкамянки, где проживала с семьей родная сестра Леси Украинки, превратить в Музей семьи Косачей. Идею поддержали местные писатели, краеведы, представители общественности, а один меценат - предприниматель, занимающийся издательским делом, - решил выкупить у власти старинный особняк. К этому времени одноэтажное здание на окраине Днепропетровска не привлекала особого внимания, но интерес к нему, вероятно, разбудил чиновничьи инстинкты. Дело обросло такими бюрократическими перепонами, что меценат со временем махнул рукой. Вслед объект стоял на земельном участке, был продан другим покупателям, а потом... снесен. Таким образом, Днепропетровщина потеряла еще один памятник украинской истории и культуры, который долгие годы был в небытии. Впрочем, о семье Косачей у днепропетровцев осталась благодарная память, которую стереть или уничтожить не так-то просто.
Автор - Вадим Рыжков