Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Январское восстание и украинская культура. Январское восстание 1863-1864 гг в польской историографии рассматривается прежде всего как факт польской истории. А тот факт, что это восстание имело отношение к украинской истории, практически не обращают внимания. Однако беспристрастный анализ фактов дает основания утверждать, что Январское восстание стало важным фактором, который оказал заметное влияние и на украинское национальное движение, и на украинскую культуру.
Как известно, организаторы восстания рассчитывали на поддержку своей акции народов, входивших в состав Речи Посполитой - украинцев, белорусов, литовцев. В программе Центрального Национального комитета, который стал организационным центром восстания, отмечалось, что он стремится к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 г., оставляя за народами, которые в ней проживали, полную свободу быть в союзе с Польшей или распорядиться собой согласно их собственной воле. То есть в будущем украинцам, белорусам и литовцам обещали позволить реализовать свое право на самоопределение. Правда, такое обещание (причем, сформулированное в туманной форме) не вызывало особого энтузиазма. Отдельные представители украинства приняли участие как в подготовке, так и в самом проведении восстания среди военных российской армии.
Тайную революционную организацию «Комитет русских офицеров в Польше», которая поддержала повстанцев, в 1861 г. создал и возглавил штабс-капитан Андрей Потебня, который был украинцем по происхождению, родным братом известного украинского языковеда Александра Потебни. 27 июня 1862 г. он совершил покушение на наместника в Польше. После этого перешел на нелегальное положение. Принимал непосредственное участие в Январском восстании, погиб в бою с царскими войсками 4 марта 1863 г.
И все же, несмотря на определенное участие украинцев в Январском восстании, представители их культурной элиты, в частности, бывшие члены Кирилло-Мефодиевского братства, Николай Костомаров и Кулиш, в общем сдержанно отнеслись к нему. На это было много причин - негативные стереотипы в среде украинцев в отношении поляков, неопределенность руководителей восстания по решению украинского вопроса, жесткий контроль за деятелями украинского национального движения со стороны правительственных структур.
Но, несмотря на сдержанную позицию украинских деятелей, Январское восстание вызвало волну репрессий против них. Царское правительство, у которого были проблемы с польским национальным движением, понятно, не хотело иметь таких проблем с украинским движением. В связи с этим было принято Валуевский циркуляр. В этом документе, который появился в разгар восстания, говорилось, что никакого малороссийского языка не было, нет и быть не может, что наречие, которым разговаривает народ в Малороссии, - это тот же русский язык, правда «испорченный влиянием на него Польши». То есть, развитие украинского литературного языка, связанное с украинским национальным движением, трактовалось как польская интрига, которая должна была быть ликвидирована.
Попытки Николая Костомарова убедить высоких царских чинов, что украинские деятели не имеют никаких антиправительственных намерений, ничего не дали. Он направил письмо в адрес министра внутренних дел Петра Валуева, где подверг критике его циркуляр, а также встретился с этим высоким чиновником 28 июля 1863 г. Однако это ничего не дало. Циркуляр так и не был отменен.
Указанным документом прежде имели руководствоваться цензоры, которые давали разрешение на выпуск печатной продукции. Поскольку в нем четко сказано, что никакого украинского языка нет и что он является искусственным порождением поляков.
Логическим продолжением Валуевского циркуляра стал Эмский указ 1876 г. подписан императором Александром II. Это был официальный документ, запрещающий издание на украинском языке (за исключением исторических документов и художественных произведений). Также указ запрещал на этом языке ставить спектакли и проводить вечера. И Валуевский циркуляр и Эмский указ действовали до 1905 г. Они стали сильным ударом по украинской культуре.
Январское, как и Ноябрьское, восстания стимулировало развитие пленофобских настроений в Российской империи. В Украине эта пленофобия имела свою специфику. Царизм способствовал культивированию здесь казацкого мифа, придавая ему антипольское направление. Показательной в этом плане была история создания известной повести «Тарас Бульба» Николаем Гоголем. Интересно, что поводом для принятия Эмского указа стал украинский перевод «Тараса Бульбы», в котором слова «русский» были заменены на «украинский». И поэтому в конце повести, где говорилось о «русском царе», вдруг появился «украинский царь». Это, конечно, было трактировано царскими чиновниками как украинский сепаратизм.
После Январского восстания в Украине начал активно культивироваться миф о Богдане Хмельницком как деятеля, который сделал «доброе дело», присоединив Украину к России. Еще в 1860 г. в Киеве был создан комитет, который имел целью сооружение в городе памятника Хмельницкому, во главе с Михаилом Юзефовичем. Кстати, Юзефович был одним из главных инициаторов Эмского указа. Причем у него украинофобство органично сочеталось с пленофобством.
В указанный период в украинской литературе появляется немало казакофильських произведений, которые, в связи с Валуевским циркуляром и Эмским указом, печатались в России преимущественно на русском языке. Например, это касается части исторических романов Данила Мордовца. В 1897 г. увидел свет роман Михаила Старицкого «Перед бурей», который стал первой частью большой трилогии «Богдан Хмельницкий». В том же году под таким названием, как и трилогия, появляется драма этого автора. Хмельницкий становится одним из главных героев украинской истории.
Январское восстание имело еще одно серьезное последствие для украинского народа и украинской культуры - ликвидация греко-католической (униатской) церкви на Холмщине и Южном Подляшье. Верующими этой церкви были украинцы. Сама же церковь объективно помогала им сохранять украинскую идентичность, служила препятствием для русификации.
Поэтому царизм поставил перед собой задачу ликвидировать греко-католическую церковь на этих территориях. Началось наступление на монахов-василиан как наиболее устойчивую часть этой церкви.
Шло фактическое насаждение русского православия. Предполагалось, что в начале 1874 г. завершится окончательная очистка православных обрядов от латинских влияний. Это «восстановление» вызвало разное сопротивление. Следствием неприятие греко-католиками Холмщины и Южного Подляшья русского православия стал бойкот верующих богослужений в православных храмах, тайное исповедание униатства, а то и переход при случае в римо-католицизм.
В целом можем сделать вывод, что Январское восстание для украинского движения и украинской культуры имело непростые последствия. Вызванные им репрессии русского самодержавия ударили не только по поляках, но и по украинцам, приведя к огромным потерям для последних.
Автор - Петр Кралюк