Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Николай Хвылевой. «В 1986 г. литературный отдел Херсонского краеведческого музея приобрел у наследников Марии Михайловны Пилинской часть архива Ивана Даниловича Днепровского (более 200 единиц хранения). Некоторые личные вещи писателя, а среди них и стол со спрятанными двумя тетрадями. Вероятно, Днепровский спрятал рукописи, когда выезжал в санаторий, где он умер от чахотки (Ялта, 1 декабря 1934 г.)». В этих тетрадях содержались наблюдения над особенностями натуры и личности Николая Хвылевого, без которого, по убеждению Ивана Днепровского, немыслимо представить украинский литпроцесс 1920-1930-х годов. Какие же черты, свойства он отмечает в фигуре Хвылевого?
Прежде всего, особое очарование самой внешности и натуры Хвылевого. Он привлекал всех. Это был человек-центр, который притягивал и привораживал, магнитизировал и, захватив раз, надолго оставался в уме и мыслящем сознании собеседников, а тем более своих сторонников.
Николай Хвылевой - это псевдоним. Родился Николай Григорьевич Фитилев (таково настоящее имя Хвылевого) 13 декабря 1893 года в поселке Тростянец Харьковской области в семье учителей. Был у него брат Александр и три сестры. Украинский прозаик, поэт, публицист, один из основоположников послереволюционной украинской прозы, сторонник антропософских взглядов Освальда Шпенглера.
В 1919 г. Николай Фитилев женится на учительнице Екатерине Гащенко. Будучи коммунистом, решительно отказался венчаться, чем вызвал большое недовольство матери жены. В начале 1921 года оставляет в Богодухове жену и маленькую дочь и едет «завоевывать» Харьков. В Харькове Николай Хвылевой женился на Юлии Уманцевой, которая имела дочь от первого брака по имени Любовь. Свою падчерицу он называл Любистком, а в предсмертное записке 13 мая 1933 г. завещал ей все свое имущество и авторские права.
В украинской литературе 20-30-х годов он фигурировал прежде всего как автор новелл, рассказов, повестей и памфлетов.
В эссе Днепровского рассматривается отношение Хвылевого к людям, с которыми ему приходилось общаться. Днепровский отмечает о миссии поддержки, проводимой Хвылевым как насчет известных писателей, так и тех, кто только начинал свой ??путь в литературе. Стратегический конструктив - так стоит охарактеризовать его кредо в отношении к тем, кто приходил и обращался к нему со своими текстами.
Еще одно свойство Хвылевого, о котором рассказывается в эссе, - склонность к полемике, к интеллектуальному противостоянию. Он не мог полноценно жить без полемики и полемических ролей, без оппонентов и интеллектуальных вызовов, без того, чтобы не возражать, не опровергать и не утверждать.
Ему нужны соперники для словесного поединка. Один, два, целая аудитория. Тогда он живет, расцветает. Тогда он чудесный оратор в динамике», - отмечает Иван Днепровский. «Хвылевого Украина ждала со времен «Слова о полке Игореве», потому что, такие как Хвылевые приходят через тысячу лет.
Недоволен социодуховнимы тенденциями 1920-х годов, он находится в поисках ценностных альтернатив и работает над полемико-интеллектуальным романом «Вальдшнепы». После «Вальдшнепов», по версии Днепровского, Хвылевой разрывается между двумя стремлениями - адаптироваться к окружающей действительности и одновременно сохранить личную независимость сознания. «Напитки», а точнее, алкоголь становились потребностью и необходимостью для израненной души Хвылевого, который чувствовал и понимал, что жизнь идет другой дорогой, а он остается без той почвы, на которой может развиваться и оставаться самим собой.
Днепровский не скрывает, что было, скажем, заключено контралкогольное пари для того, чтобы уберечь «рулевого» от продолжения попойки и преподносит это так: «В июне 1928 г. Борис Лившиц, редактор газеты «Всеукраинский пролетарий» и тогдашний меценат литераторов, заключает с Н. Хвылевым договор - «не употреблять никаких спиртных напитков, ни в чистом виде, ни в нечистом. С существенным для Хвылевого в случае нарушения проигрышем и так же большим в случае соблюдения выигрышем». Днепровский отмечает, что многие понимали роль Хвылевого как писателя для национальной культуры и делались попытки удержать его от окончательного срыва.
Прослеживая путь Хвылевого к самоубийству, Днепровский высказывает мнение, что он сначала интуитивно, а потом совершенно сознательно предчувствовал свою преждевременную смерть, даже приводит эпизод - ситуацию своеобразной репетиции такой смерти, когда «шагах в двух от меня он стал и приложил револьвер к виску» со словами «Прощай, Жан», что обернулось отложенным самоубийством, и только ждал момента, когда этот финал состоится...
Держась своего принципа «недистилированного фактажа», Днепровский рассказывает и о последних днях и часах Хвылевого, в частности о том, что после ночного ареста Михаила Ялового «на второй день три друга - Хвылевой, Кулиш и Досвитний на квартире последнего пьют целый день. Поздно ночью я со двора тяну домой Кулиша и укладываю его на диван. Не пойти к Хвылевому? Кабинет его светится. Но...
Я ложусь спать в плохих предчувствиях и тревоге. А в час ночи на всю Европу раздается выстрел из крохотного револьвера».
Портретное эссе Ивана Днепровского выполнено, используя современную терминологию, в формате 3D. В нем содержатся важные штрихи к портрету Николая Хвылевого - его Dуши, Dоли, Dрамы. И штрихи эти нередко представлены, так сказать, «с натуры». И именно эта «натуральность», возможно, составляет одну из самых ценных особенностей рассказа изображения, благодаря чему личность предстает живой и полнокровной. Какой она и была в реальной жизни...
Автор - Ярослав Голобородько