Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Архитектор Григорьев Сергей Викторович и его киевский наследство. Автор десятков сооружений в Украине и Соединенных штатах Америки, среди которых самый известный, особенно после обретения Украиной независимости, является монументальное здание Секретариата Президента Украины. Если сравнивать по значению для государства - то же, что Белый Дом или Капитолий в Вашингтоне. Так же, когда речь идет о государстве США, действия президента, на экранах телевизоров появляется всем знакомое изображение Белого Дома. И так же, только речь идет об Украине, о ее Президенте, можно видеть не менее величественную колоннаду на киевской улице Банковой. Значит, о авторе этого здания.
Сергей Григорьев формировался как архитектор в Харькове, который представлял собой своеобразный архитектурный музей под открытым небом, с памятниками еще казачества. Именно украинский модерн повлиял на формирование будущего зодчего. С 1922-28 гг. учился в Харьковском художественном институте. С Харьковом связаны 37 лет жизни Сергея Викторовича. Здесь он получил образование, признание, преподавал в Харьковском строительном институте, где нашел семейное счастье. Подругой жизни стала студентка того же института, харьковчанка Любовь Семеновна Говор (1908 - 1993). Сын Олег - тоже архитектор.
В 1927 году в Крыму произошло землетрясение силой в 7 баллов и Григорьев принял участие в разработке проектов реконструкции профсоюзных зданий, в том числе гостиницы «Ялы-Бахча». Одной из задач первой пятилетки 1928-32 гг., кроме насильственной коллективизации сельского хозяйства, которая завершилась голодомором в Украине, была индустриализация всей страны. Для Украины это означало сооружение крупнейшей в Европе гидроэлектростанции - Днепрогэса - и ряда промышленных гигантов. Из-за границы поступало оборудование, из села - рабочая сила. Для последних развернулось строительство жилых комплексов, в проектировании и строительстве которых принимал участие архитектор С. Григорьев. В 1933 г. Укрпрофспилка заказывает проект реконструкции собора под театр дома отдыха в Святых Горах, это старинный монастырь с пещерами, закрытый советской властью.
После Харькова был Киев, которому отдано десять лет жизни, где созданы наиболее значимые здания зодчего. Коллективизация, индустриализация и милитаризация с рядом укрепленных районов - с мощным УР-1 - Киевским. Это обстоятельство и дало власти основания для перемещения столицы УССР из пролетарской к уже покоренного бывшего буржуазно-националистического Киева в 1934 году. Проверенные харьковские архитекторы прибыли в Киев. Знакомство с творчеством киевских коллег. Вестибюль киевского железнодорожного вокзала архитектора А.Вербицкого, которого уже успели обвинить в украинском буржуазном национализме. Он использовал в декоре элементы украинского барокко, и сооружения боковых ризалитов, в которых увидели советские патриоты подобие «петлюровского» трезубца. Киевские зодчие старшего поколения, работавшие в стиле неоампир, с наступлением новой власти принялись проектировать в стиле конструктивизма - дешево и просто.
Ни одно здание С.Григорьева не появилось на месте древней культовой достопримечательности. А теперь о лучшей работе Сергея Григорьева в Киеве - здании штаба КОВО по Банковой, 11. На время строительства на том месте стояли два двухэтажные с полуподвалом дома с флигелями, возведенные по проекту архитектора А. Шиле. Григорьев максимально использовал их, сделал выше и объединил оба корпуса в одно целое. Проект архитектора предусматривал 4 этажа, но по требованию командующего войсками КВО И. Якира, здание должно быть не ниже за здание НКВД по ул. Грушевского. 12. Поэтому здание штаба на Банковой получило шесть этажей в центральной части. Дом является доминантой в застройке района, благодаря размерам и местоположению он просматривается с разных точек Печерска и Верхнего города. Здание представляет показательный образец нового образа административного здания. Но не все одобрительно восприняли новостройку. Например, на съезде архитекторов в 1937 году прозвучало критическое замечание А. Довженко, величественное здание не повторяет очертания холма и прижимает горб. Интересной деталью отделки стали четыре огромные шары из лабрадорита в чугунных ложах с четырьмя лапками. Зрительно эти шары напоминают макет Земли - глобус, а затем перекликаются с изображением земного шара в гербе СССР. Это отвечало стремлению России к мировому господству. Такие вот параллели.
1937 год - командарм И. Якир и его последователь И. Федько арестованы и расстреляны. 1938 год - двадцатая годовщина создания Красной Армии - неслыханные ни в одной армии мира массовые репрессии командного состава. Большего преступления на пороге мировой войны, невозможно представить. В таких условиях нужно было выживать, работать и творить в самом эпицентре бедствия - на элитных киевских Липках. Репрессировали всех ... Можно только догадываться о душевном и физическом состоянии архитектора, он не раз встречался по работе с этими военачальниками. Поэтому и сам ждал то же каждый день.
Интересно, что предвоенных снимков здания КОВО нет. Их сделали немцы. Минировали Киев подразделения НКВД вместе со штабом КОВО. Разминировали немцы, кроме Успенского собора и Крещатика. Григорьев остался в Киеве, так как у сына приступ аппендицита. В городах страшный голод, ходит зодчий по деревням, восстанавливает росписи в церквях: в Каневе - Успенский собор 12 в.; в селе Саражинци в Винницкой тоже. В 1943 - переходит на запад.
Впервые фото Секретариата появилось в путеводителе за 1948 год, но без имени автора, имя становится известно 1982 года, и дата смерти - 1943 год (так укоротили возраст), чтобы не возникало никаких вопросов. Вышла книга Д.Малакова «Архитектор Григорьев - киевский наследство» - материалы взяты оттуда.