Вход
kolokray.tour@gmail.com
kolokray@ukr.net
(050) 33 44 900
(067) 240 32 09
(067) 323 55 77
  • Экскурсии по Киеву
  • Туры по Украине
      • Среднее Поднепровье
      • Подолье
      • Сиверщина
      • Полтавщина
      • Запорожский край
      • Волынь
      • Галичина
      • Закарпатье
      • Буковина
      • Причерноморья
      • Крым
      • Слобожанщина
  • Активный туризм
  • Туры за Рубеж
  • Достопримечательности

Гуманист - Станислав Ореховский

Станислав Ореховский. Важным фактором в распространении ренессансных идей в Украине XV-XVI веках было обучение выходцев из украинских земель в европейских университетах. Усваивая в европейских университетах достижения ренессансной культуры, студенты переносили их на родину, способствуя прогрессу родной культуры. Самой примечательной фигурой среди украинцев, которые в первой половине XVI в. учились в западноевропейских университетах, был Станислав Ореховский, 500 лет со дня рождения которого отмечалось в ноябре. Многие идеи украинского интеллектуала имеют особую актуальность сегодня, в частности в контексте процессов государственного и формирования настоящей политической элиты.

В 20-30-х годах XVI в. среди студентов из Польского королевства, которые учились в Падуанском университете, більше всего было выходцев из Малой Польши и Руси (Русского воеводства, т.е. Галичины), что русские шляхтичи приезжали туда из таких глухих уголков, куда даже не заглядывали королевские комисары. Ореховский выражал гордость по поводу получения знаний в европейских университетах. В политическом трактате «Образцовый подданный» гуманист заявил: «Я русин, горжусь этим, охотно говорю об этом везде». Собственные произведения, печатавшиеся в Речи Посполитой и на Западе, гуманист подписывал «Orzehovius Roxolanus» (Ореховский-русин).

Станислав Ореховский (Роксолян) родился 11 ноября 1513 в селе Ореховце Перемышлянского округа. К тому времени большинство украинских этнических земель входили в состав Речи Посполитой, по форме правления она была сначала сословной монархией, а позже - шляхетской республикой. На совершенствование этой формы правления и были направлены политические трактаты С. Ореховского, в частности его «Напутствие» польскому королю Сигизмунду. Не выступающим против польского господства как такового, С. Ореховский четко осознавал и пропагандировал обособленность украинского народа, оборонял интересы, проявляя не только этническое самосознание, но и этнонациональный патриотизм, свойственный Ренессансу.

Учителями Станислава Ореховского были А. Брасикап - австрийский гуманист, профессор Венского университета, автор научных трудов и лавроносний поэт, Р. Амадей - профессор риторики в Болонском, Падуанском и Римскому университетах; Л. Бонпадиффер - профессор философии Болонского университета; немецкий гуманист Меланхтон и реформатор М. Лютер, который поселил способного юношу во время обучения в своем доме. После 17-летнего пребывания за границей Станислав вернулся в Перемышль, где принимал активное участие в гуманистическом движении. Ореховский поддерживал отношения с выдающимися гуманистами и культурно-образовательными деятелями Западной Европы, где его называли «русинским (украинским) Демосфеном», «современным Цицероном».

Значительными произведениями С. Ореховского-Роксолана считаются «О турецкой угрозе» (две речи Turcica I et Turcica II) на латинском языке, обнародованные краковским издателем Гиеронимом Виктором в 1543 и 1544 годах, «О целибат» (Epistula de coelibata), «отступничество Рима» (Lepudium Romee), «Напутствие польскому королю Сигизмунду Августу» (De inetitutione regis Polonie), «Хроника» (Annalles), в которой изложил историю Польши. Умер гуманист в Перемышле в 1566 г.

Оригинальной является позиция С. Ореховского по «нравственной основе» государства. Станислав Ореховский пропагандировал и развивал идеи естественного права, считая, что оно - выше человеческих законов, поэтому последние в случае необходимости можно изменять. Благосостояние, согласие и спокойствие в государстве будут тогда, «когда люди будут жить в согласии в соответствии с законами природы».

Станислав Ореховский отмечает: «Обязан знать не только то, как расположить своих подчиненных, но и о том, как защитить их, - когда уже Бог дал тебе скипетр равенства, скипетр государства, защищать которое всегда было нелегко».

Автор - Дмитрий Дроздовский