Вход
kolokray.tour@gmail.com
kolokray@ukr.net
(050) 33 44 900
(067) 240 32 09
(067) 323 55 77
  • Экскурсии по Киеву
  • Туры по Украине
      • Среднее Поднепровье
      • Подолье
      • Сиверщина
      • Полтавщина
      • Запорожский край
      • Волынь
      • Галичина
      • Закарпатье
      • Буковина
      • Причерноморья
      • Крым
      • Слобожанщина
  • Активный туризм
  • Туры за Рубеж
  • Достопримечательности

И. Франко и еврейство

И. Франко и еврейство. В украинской литературе нет писателя, который бы так много работал над темой еврейства, как И. Франко. Этот факт можно объяснять, прежде всего, тем, что И. Франко с детства жил среди еврейской людности, общался с образованными евреями и во время учебы в гимназии, и в университете, наконец, имел в еврейской интеллектуальной среде Вены, Львова, Дрогобыча, других городов Галичины и Европы добрых приятелей и друзей. И. Франко был хорошо знаком с историей многовековой еврейской культуры. Эта тема нашла свое отражение, прежде всего, в его художественных произведениях, а также в научных исследованиях и публицистических материалах.

В гимназии в Дрогобыче И. Франко подружился с бедным евреем Лимбахом, который давал молодому гимназисту читать произведения мировой литературы. Через Лимбаха И. Франко познакомился с миром ассимилировавшихся евреев Дрогобыча, увидел то, что позже стало основой его литературных и научных трудов. Тогда же будущий писатель подружился с семьей Тигерманов, с которыми контактировал даже после переезда этой семьи в Вену.

В начале 80-х гг. И. Франко был свидетелем массовой эмиграции евреев за границы Австро-Венгерской монархии. Эта страница их жизни и быта нашла свою реализацию в художественных произведениях писателя, в частности в слабой в художественном отношении, незаконченной поеме «Швинделеса Пархенбліта вандрівка до Америки і назад» (1882).

Еще в 1880 г. И. Франко опубликовал в польском журнале Praca публицистическую статью «Фабрика парафіну і церезину в Дрогобичі», в которой эту фабрику называет собственностью господ Лейзора Гартенберга и Союза, Селига Лаутербаха и Герша Гольдгаммера: «Основанная в 1863 г., эта фабрика, как и все другие этого рода фабрики Дрогобычского уезда, обязана своим возникновением и своим ростом открытию и быстрому развитию известных рудников нефти и земного воска в Бориславе, откуда она и получает почти все сырье для переработки».

В 80-е гг. ХІХ в. И. Франко как поэт обратился к древней истории еврейского народа, с которой связал положение евреев Галичины в тот период. Мольба еврейского народа к Иегове о помощи стала основой цикла стихотворений поэта, темой которых является древняя история евреев. В частности в стихотворении «Самбатіон» Франко выражает убеждение, что, пока живет царь Давид, еврейский народ неистребим.

Встреча И. Франко с Т. Герцлем – основателем сионизма - состоялась в феврале 1893 года в кафе «Централь», которое и сегодня функционирует в Вене на Герренгассе, 1 (место встреч политической, научной и литературной элиты Европы). Беседа И. Франко с Т. Герцлем носила конфиденциальный характер. Как вспоминал В. Щурат, И. Франко пришлась по душе идея восстановления еврейского государства, поскольку она «является будто бы родной сестрой нашей идеи восстановления украинского государства».

Автор – Михаил Гнатюк