Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Киев. Музей шестидесятництва. За концепцией, шестидесятництво рассматривается как явление, которое возникло в обществе после развенчивания культа личности Сталина и были открыты (хотя бы частично) его преступления. Появились первые проблески демократизации, и этот период назвали «хрущевской оттепелью». В это время были значительно расширены возможности свободы слова и творческого самовыражения. В первую очередь оттепелью воспользовалась творческая молодежь – литераторы, художники, научные работники. Это повлекло настоящий творческий взрыв в национальных культурах СССР и Украины того времени в частности. Появляются новые имена в литературе – Иван Дзюба, Иван Светличный, Евгений Сверстюк, Лина Костенко, Василий Симоненко, Николай Винграновский, Иван Драч, и другие, среди художников – Алла Горская, Афанасий Заливаха, Галина Севрук, Людмила Семикина, София Караффа-Корбут, Вениамин Кушнир.
«Мы выросли из худеньких матерей в саду изрубленном», - писал о поколении шестидесятников Николай Винграновский. Шестидесятники сразу стали искать свои источники, изучать родной язык, традиции, искусство. Каждое мероприятие, в котором принимали участие те, кого мы теперь называем шестидесятниками, превращалось в целое событие, вызов власти.
Николай Плахотнюк сознается: сегодня его цель – сделать так, чтобы посетители музея почувствовали дух той эпохи, поняли настоящую цену свободы слова.
На одной из стен – рисунки, хроника страшной лагерной жизни. Это работы Григория Герчака. Его схватили несовершеннолетним как связного УПА, присудили к казни, но потом заменили приговор 25 годами лагерей, какие он отсидел сполна. В лагерях Григорий научился играть на музыкальных инструментах, писать стихотворения и – рисовать.
Изюминкой экспозиции представлены лоскутки перкалевого платочка, на которых переписана поэзия Василия Стуса. «Эти лоскутки были свернуты в рурочки и зашиты в подол юбки жены политкаторжника Валентина Мороза Раисы Мороз. Таким способом она вывезла их в Америку и напечатала в журнале «Современность» еще при жизни поэта», - рассказывает заведующий Музея шестидесятництва. В экспозиции есть и сама «Современность» - маленького формата, чтобы было удобно пересылать с заграницы в Украину. По словам Николая Плахотнюка, тексты тогда читали с лупой.
В фондах музея есть небольшая коллекция персональных печатных машинок, на которых печатался самиздат, в частности, машинки Леонида Плюща, Надежды Светличной, и другие. «А недавно подарили машинку Матвея Шестопала, который в свое время был деканом факультета журналистики КДУ и воспитал целую плеяду журналистов, – на ней он тоже печатал самиздат. Бесценная вещь! Когда-то сделаем выставку…», - мечтает Николай Плахотнюк.
(Мария Прокопенко).