Вход
kolokray.tour@gmail.com
kolokray@ukr.net
(050) 33 44 900
(067) 240 32 09
(067) 323 55 77
  • Экскурсии по Киеву
  • Туры по Украине
      • Среднее Поднепровье
      • Подолье
      • Сиверщина
      • Полтавщина
      • Запорожский край
      • Волынь
      • Галичина
      • Закарпатье
      • Буковина
      • Причерноморья
      • Крым
      • Слобожанщина
  • Активный туризм
  • Туры за Рубеж
  • Достопримечательности

Квитка Климент

Квитка Климент. Есть люди, которые имеют заслуженное место в истории украинской культуры ХХ века, но о ком незаслуженно забыли почти все, кроме узких специалистов и группки интеллектуалов. Об  одном из таких людей и пойдет сегодня речь.

Он был этнографом, фольклористом, музыковедом, который собрал и записал, сохранил для потомков шесть тысяч народных песен. В 1929 года Всеукраинская Академия наук выдвинула его кандидатуру на избрание действительным академиком.

А умер он ровно шесть десятилетий назад, 19 сентября 1953 года, за пределами Украины, в Москве, куда его забросила судьба, до этого дважды проведя через сталинские тюрьмы и лагеря. Его имя - Климент Квитка.

Родился он 4 февраля (по новому стилю) 1880 года в селе Хмелев нынешней Сумской области. В ноябре 1917 года Центральная Рада назначает Климента Квитку товарищем (заместителем) генерального секретаря по судебным делам, а в марте 1918 года - товарищем (заместителем) министра юстиции Украинской Народной Республики. В 1920-1933 гг. он трудился во Всеукраинской академии наук, где организовал Кабинет музыкальной этнографии.

В1933 году Квитку уволили с работы по политическим обвинениям и на полтора месяца арестовали. Оставшись без средств к существованию и опасаясь нового ареста, он переехал в Москву и начал работу в Московской консерватории, где ему дали курс музыки народов СССР и должность профессора.

В начале 1934 года его опять арестовали по т. н. «Делу славистов» и заключили в тюрьму на три года. 13 апреля 1936 года он был досрочно освобожден и восстановлен на работе в Московской консерватории.

В тот же период он был в очень тесных творческих контактах с другим известным ученым Колессой и в сотрудничестве с ним изучал украинские думы, в частности думы Правобережья...

Он поражал своей энциклопедической эрудицией, он же знал около 20 языков, это, конечно, служило ему ключом к мировой науке. Но рядовой украинский гуманитарий Квитку знает преимущественно не как ученого, а как мужа Ларисы Петровны Косач, известной как Леся Украинка.

Отношения Леси Украинки и Климента Квитки казались вызовом многим современникам. Во-первых, он был заметно моложе ее. Во-вторых, они несколько лет, вопреки тогдашним традициям даже передовой украинской интеллигенции, жили в гражданском, не освященном церковью браке. Это вызывало сопротивление и у родителей Леси. Из письма Леси Украинки к отцу: «… і я нічого йому радити не буду. Не бачу теж причин, чого б я мала забороняти йому бути там, де я. [...] Мені неприємно, що і ти йому про се говорив, так, наче він божевільний чи заразний, що вже з ним в одному городі жити не можна. ...Не знаю теж, чому вираз симпатії до мене, чи дбання про моє здоров’я має називатись «вмешательством в наши семейные дела» - коли так, то й порада твоя «їхати в Швейцарію» теж есть «вмешательство»? Мені чогось неприємно те, що ти ставиш питання, чи бути Квітці там, де я, чи ні, - се мене ставить в фальшиве положення».

Надо сказать, что мать Леси - известная писательница Олена Пчилка - была категорически против всевозможных отношений ее дочери «з якимсь жебраком», как она презрительно называла Климента. Даже больше: она утверждала, будто бы он «безчесна людина, що одружується з грошима Косачів-Драгоманових».

После смерти жены Климент Квитка погрузился в работу. Покинул он Украину не только потому, что ему было больно, когда его расспрашивали о Лесе Украинке, хотя было больно, безусловно, тоже. Покинул он ее из-за политических преследований. Его обвиняли в национализме, потому что он слишком активно сотрудничал с Михаилом Грушевским.

В 65 лет Климент Квитка неожиданно для коллег женится во второй раз, на 25-летней пианистке Галине Кащеевой. Она подготовила диссертацию об украинских народных думах и работала на теоретическом отделении Московского музыкального училища имени Гнесиных. Несмотря на понятный скепсис музыкальной среды, брак этот, похоже, был удачным. Галина Кащеева собиралась написать книгу о муже, но умерла от ангины, прожив - как и Леся Украинка - только 42 года...

Квитка прожил долгую, опять-таки - как по тем временам - жизнь, 73 года. И его научное наследие остается актуальным, но, кстати, не полностью изданным до сих пор.

Одновременно Квитка как научный работник и Квитка как участник и герой одной, по-видимому, из самых трогательных, самых интересных украинских историй любви ХХ века, до сих пор является фигурой по меньшей мере малоизвестной.

 Сергей Грабовский