Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Григорий Логвин - архитектор
Известный украинский писатель и художник Юрий Логвин рассказывает малоизвестные факты из жизни своего отца, Григория Никоновича Логвина - лауреата Государственной премии имени Тараса Шевченко, выдающегося архитектора и искусствоведа мирового уровня, всю жизнь мужественно оборонял украинское духовное наследие.
Уже лет в 15 или 16, но далеко не в направлении архитектуры. Тогда он как раз начал учиться в сельскохозяйственной школе в селе Знаменка Кировоградской области, организованной еще во времена нэпа. Союз, будучи нацеленным на коллективизацию, готовил здесь высококвалифицированных специалистов, которые бы смогли работать не на единоличных участках, а уже на больших латифундиях. Поэтому первое образование отца было агрономическим. Когда закончил учебу, ему было всего 19 лет.
Между прочим, поскольку у моего отца была очень большая тяга к девушкам , то уже в 20 лет у него была дочь - моя старшая сестра Майя, которую забрали к себе моя бабушка Мокрина и дед Никон, родители отца, и вплоть до 15 лет сами воспитывали ее. Самим же родителям воспитать ребенка не повезло, ведь жену отправили работать в другую часть Украины, а Григория оставили там, на Кировоградщине. Кроме того, на первом месте всегда должна быть общественная работа. Для моего отца это сначала была должность агронома в селе Диковка, Знаменский район, а уже через год стал председателем колхоза.
Он всегда хорошо рисовал. И вот когда уже оказался в Харькове, захотел учиться этому профессионально. Но так выпало, что на художественном отделении Художественного института уже все было забито, а на архитектурном факультете - еще нет.
Решающим фактором стало еще и то, что функционировали подготовительные курсы. Отец, познакомившись с одним харьковским парнем, Зиновием Мостицкий, начал ходить на те курсы. И когда они уже попали на поток, прекрасно продемонстрировав знания на экзаменах, потом еще и изрядно удачно халтурили. А дело было в том, что во время массовых репрессий всех старых художников-оформителей, что только имели какой-то намек на дворянство или, например, были в белогвардейской или петлюровской армиях, уничтожали. А только же началась Сталинская монументальная пропаганда. Поскольку отец прекрасно рисовал, то все время был при работе и при достаточно неплохих деньгах.
Уже после окончания института он присоединился и к практической работе по специальности. Тогда же по его проектам в Харькове построили несколько домов, особенно знаковой стала его работа по реконструкции в санатории «Миргород», тогда же, в Кировограде, работая ландшафтным дизайнером, разбил просто сногсшибательный в то время парк культуры! А особенно пафосным, после всех этих масштабных расстрелов, стал 1939-й. СССР решил продемонстрировать всему миру, что в стране советов, несмотря ни на что, все прекрасно! Для этого и была организована Всесоюзная выставка передового опыта в Москве. В творческих кругах ее условно называли «ВИПЕРДОС»... Отец рассказывал, что на том мероприятии он был в соавторстве с главным оформителем павильона Украины, архитектором Алексеем Тацием, вместе с которым прекрасно выполнил свою работу.
Еще со времен, когда он учился и халтурил, то все деньги у него распределялись так: треть на жизнь, треть на книги, треть на одежду и табак. У отца была просто колоссальная по своей стоимости и содержанию библиотека. Там были книги с автографами Николая Кулиша, Хвылевого, он дружил с расстрелянным Григорием Эпиком. Кстати, тот начинает свой ??роман «Первая весна» такими словами одного героя: «Ты, Лонгин, говоришь» - в этой книге отец был председателем колхоза под своей фамилией. Но если в этом романе отца убивают, то в жизни произошло совсем наоборот - расстреляли автора, в Сандормосе, в 1937 году...
Так, Григория заметили московские художники и пригласили поступать в аспирантуру, что он и сделал. Эти годы учебы в Москве подарили ему возможность познакомиться с просто необыкновенными людьми как, например, преподаватель, знаменитый академик Игорь Грабарь. Он тогда отцу рисунки углем очень высоко отмечал. Также одобрительно отец отзывался и о своем руководителе, талантливом живописце Василию Бакшееву.
В Киеве, где сейчас Софиевский заповедник, там раньше была Академия Архитектуры. Чуть дальше, в Митрополичьем доме, в то время содержались институты «Днепропроект» и «Днепросильбуд». Туда отец и устроился на работу. Стал архитектором - проектировщиком. Его первой научной работой в этом направлении было исследование сакральной оборонной архитектуры. Считалось, что в Средневековье только на восточных землях преимущественно Центральной Европы церкви строились так, что одновременно были и храмом для прихожан, и укрепленной крепостью, куда во время осады прятались люди. И если бытовало мнение, что древнейшими такими архитектурными сооружениями были костелы в Литве, то отец, исследовав храмы в Украине, обнаружил, что у нас такие появились лет на 75, а то и 100 ранее, чем литовские!
Однако наиболее примечательным является труд «София Киевская», над которым он работал более 30 лет, сделав немало потрясающих открытий. Так, например, детально изучив всю ее архитектуру методом наложения фотографии, он четко определил и доказал количество мастеров, которые отдельно работали над мозаикой и фресками в этом комплексе! Не меньшим научным достижением отца считается книга «Украинское искусство X-XVIII век», изданная в 1953 году. В этом издании он первый на всесоюзном уровне сделал заявку и аргументировал научно, что украинское искусство существовало не с XIV-XV века, как все привыкли считать, а с X!
Что он очень любил, и я бы сказал, фанатично любил, то это фотографировать! Летом, с началом отпусков, когда все его друзья разъезжались, отец, кандидат архитектурных наук, положив в портфель сменное белье, фотоаппарат, множество пленок, накуплених за осенне-зимний период, отправлялся в путешествие по Украине - фотографировать. Он ее всю, кроме Крыма, объездил и прошел ногами вдоль и поперек.
Автор - Валентина Олейник