Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Николай Стороженко. Не ради ли воскресения наших душ работал в течении пяти лет знаменитый художник-живописец и график Николай Стороженко над уникальным полотном «Предчувствие Голгофы», лелея в собственной душе надежду на пробуждение духовного света, он разлил на панорамном художественном пространстве?
Николай Стороженко пригласил нас своим «Предчувствием Голгофы» к духовному диалогу, предлагая сложной системой евангельских символов и аллегорий своеобразный ритуал очищения человеческих душ через переживания самопожертвования Иисуса - Сына Божьего во имя порятування греховного мира. Именно поэтому одним из центральных образов картины является Ягненок-Агнец Божий, который традиционно символизирует Иисуса Христа. Из тела Агнца вытекает кровь. Пролив ее Сын Божий в надежде создать из человеческих душ светильники веры - чтобы из сыновей ночи и тьмы, по Священному Писанию, «мы стали сынами света и сынами дня».
Невольно вспоминается художественное осмысление Николаем Стороженко произведений, образов, мотивов «Кобзаря» Тараса Шевченко, в частности «Завета», в котором художника поразили пророческие строфы: «...Я пас ягнята...»/«...ягненок, кажется веселился».
Художник утверждает: «Ягненок, что «веселился», то агнец-первенец. Тот первенец - предчувствие, Святого Духа и Отца благословения».
И это предчувствие - с Божьего благословения, с Божьей воли рождения света: «Да будет свет», а следовательно - рождение веры и вселение ее в человеческую душу.
Именно поэтому Николай Стороженко наносит на полотно библейские истины в форме Слова: «Я путь», «Я истина», «Я есмь хлеб жизни», «сия чаша есть новый завет».
Художник свои образы-символы окутывает життетворящим светом розовых, пастельных, нежно-фиолетовых цветов и они, эти евангельские образы, поднимаются над миром в небесную высь, плывут в пространствах разлитого света и этим показывают подъем их символическое значение на духовные вершины благодаря Святому Духу.
Центральной сценой картины «Предчувствие Голгофы» является изображение евангельского сюжета омовения ног. Но не Иисусом Христом ног своим ученикам во время Тайной вечери. У Николая Стороженко этот символический акт омовения ног осуществляет женщина. Возможно, Мария Магдалина, омывающий ноги Божьей Матери, Деве Марии, Богородицы. Ведь Матерь Божия - идеальный символ любви и милосердия, жертвенной посвящения служению идеям своего сына - Спасителя рода человеческого. Вообще образ Божьей Матери, Женщины, Матери, Праматери - хранительница рода и народа – чуть ли не самый дорогой для Стороженко-художника.
Итак, раскаянная грешница Мария Магдалина, которая присутствовала на Тайной вечере, а впоследствии возглавит поход к Гробу Господню, осуществляет в картине Николая Стороженко акт омовения ног. Особым символическим знаком является изображение вверху чаши, в которую, как свидетельствуют многочисленные легенды, Иосиф Аримафейский собрал кровь распятого Иисуса Христа. Другая версия продолжения евангельских сказаний - это чаша, из которой во время Тайной вечери причащался хлебом и вином сам Иисус и его ученики. Существует и такая легенда: чашу Грааля вручает Марии Магдалине «Агронавт духа», ангел. Возможно, художник этим изображением символической чаши напоминает нам слова Иисуса Христа, сказанные им своему ученику Петру во время связывания его воинами и слугами первосвященников и фарисеев: «...Неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец?» («Евангелие от Иоанна, 17, 12).
«Предчувствие Голгофы» - это образно-символический знак предостережения, приглашение к осуществлению своеобразного молитвенного паломничества к самому себе, к своей душе, своей совести, своей совести для искупления и наполнения себя добром, милосердием, состраданием к ближнему.
Автор - Николай Жулинский