Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Казак Мамай. Украинские народные картины с изображением казака, сидящего с бандурой, скрестив ноги («по-турецки»), стали своеобразной визитной карточкой нашей национальной культуры. Исследователи до сих пор не могут прийти к согласию относительно того, как возник этот образ в народном сознании? Почему традиционное изображение запорожца стали называть Мамаем, ведь известно, что с этим именем его объединяли не всегда. Так, некоторые ученые связывают этот образ с фигурой золотоордынского полководца Мамая, который был разбит во время Куликовской битвы в 1380 году. Одновременно слово «Мамай» могло использоваться как общее, а не собственное. Было время когда так именовали людей, которые вели кочевой образ жизни в украинских степях. Кроме того, «мамаями» называли каменные статуи, которые до сих пор можно встретить там. Со временем это слово стало синонимом «казака», «гайдамаки», «разбойники»... В конце концов образ казака Мамая соединил в себе немало различных контекстов. Заголовок казака Мамая постоянно присутствует в украинском культурном пространстве - к нему апеллируют музыканты, кинорежиссеры и художники. Одним из наиболее ярких примеров такого обращения есть картины известного львовского художника Ореста Скопа. Еще с 1980-х он работает над циклом (300 работ о казаке Мамае, каждая из которых посвящена памяти одного из кобзарей, расстрелянных в 1934 году советской властью).
На днях в Историко-мемориальном музее Михаила Грушевского в Киеве художник представил свой ??альбом «Казак Мамай». В издании можно увидеть динамику взглядов Ореста Скопа на легендарный образ.
- Очень хотелось собрать все репродукции в одном издании, - говорит Орест Скоп. - К сожалению, сделать это было непросто - некоторые ранние работы сохранились только в виде старых и не очень качественных фотографиях. Надеюсь, со временем, когда будут написаны все 300 картин, выдать и второй том этого альбома. В нем, кроме самих репродукций, будут еще и пояснения к ним, потому что каждая картина здесь имеет свое значение...
Издание альбома художник посвятил 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко, в творчестве которого, кстати, также встречается образ казака Мамая.
Каждое отдельное произведение с его серии о казаке Мамае - художественное явление (со своей архитектоникой и идейно-тематической направленностью). Поражает творческая фантазия Ореста - на его картинах Мамай всегда особый, со своим характером, и ни один из них не повторяется! Казалось бы, фактура каждого образа традиционная, все элементы народных картин о казаке Мамае сохранено - люлька, конь, сабля и т.п. Но в каждом рисунке они играют другую роль, создавая гармоничную композицию. Присутствуют в полотнах Ореста Скопа и элементы украинского барокко, которые художник использует в свой ??особый творческий способ. Думаю, ему удалось передать в художественном образе Украины и раскрыть себя как национального художника. Казак Мамай Ореста Скопа - это уникальный случай, когда художник предоставил невероятное творческое развитие классической темы и индивидуализировал ее с помощью своего таланта.
Поражает, как ему удается сохранять свое неповторимое лицо одновременно находясь в общеевропейском контексте.
Автор - Роман Гривинский