Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Стефан Яворский - выдающийся отечественный мыслитель 18 в. Родился Стефан Яворский в городе Яворов на Львовщине. По окончании Киево-Могилянской академии продолжал учебу в Люблине, Познани и Вильнюсе. Получил звание магистра философии и свободных наук. В 1690 - 1697 годах преподавал в Киево-Могилянской академии риторику, философию, богословие. Его образованность, ораторство и большие организаторские способности, заинтересовали царя Петра І, и он в 1700 году назначает Стефана Яворского митрополитом Муромским и Рязанским, а в 1702 году - блюстителем патриаршего престола и протектором Славяно-греко-латинской академии в Москве.
Философские взгляды С. Яворского характеризовались традиционными для того времени в Украине подходами в решении мировоззренческих вопросов. Для Яворского наиболее философским авторитетом был Аристотель. Философская концепция Яворского относительно естественных вещей отличается от подобных концепций античных мыслителей. По его мнению, Бог установил такой порядок, который приспосабливаясь к природе вещей, все создал согласно ней.
Наследуя гуманистические идеи философии Возрождения, Стефан Яворский значительное внимание уделял гносеологической проблематике. Его трактат «О душе» исследователи считают одним из самых оригинальных в этом плане. Свою теорию познания Яворский начинает с описания чувственной души. Он считает, что любое человеческое познание зависит от ощущений, которые разделяются на внешние - зрение, слух, обоняние, прикосновение, вкус - и внутренние - представления, фантазии, оценка, память, сон. Первый контакт с окружающей реальностью осуществляется с помощью внешних ощущений, которые направляют свои действия на материальные объекты.
Ставя в зависимость ощущение от внешних раздражителей от объектов, которые действуют на них, С. Яворский придерживался известной теории образов. Утверждая, таким образом, сенсуалистические идеи, Яворский в то же время признавал бессмертие умной души, а это допускало возможность существования ума независимо от ощущений, мозга, тела. Человеческий ум, по мнению С. Яворского, слабый и ненадежный, потому должен подлежать определенным научным действиям и законам. Такой наукой, которая руководит действиями человеческого ума, является логика. Она занимает ведущее место в философских курсах Яворского и других профессоров Киево-Могилянской академии.
В своем курсе этики С. Яворский обращался к проблеме человека. В его понимании человек еще абстрактен, его сущность выводится из природы. Однако под воздействием общественно-экономических условий эпохи Яворский подчеркивал величие, силу, ум, самостоятельность и активность человека, указывал на ее добродетели.
Взгляды С. Яворского на государство и право, соотношения Церкви и государства формировались под воздействием западноевропейских и отечественных мыслителей. Поддерживая петровские превращения в армии, флоте, экономике, образовании, Яворский стремился приспособить Церковь к новым общественно-политическим отношениям, сохранить власть в духовной жизни общества.
Не отрицая, что любая власть - от Бога, и все должны выполнять волю той власти, которая руководит обществом, он выступал против вмешательства светской власти к церковным делам и канонам православной веры.
Владимир Бренькач, Львов