Вы ещё не авторизовались
|
kolokray.tour@gmail.com kolokray@ukr.net (050) 33 44 900 (067) 240 32 09 (067) 323 55 77 |
|
Остров Березань - место Силы. На расстоянии 12 км зюйд-вест от Очакова расположен остров Березань; как раз здесь Днепро-Бугский лиман уже влился в море, а к общей водной массе, включая черноморскую, присоединяется соседний Березанский.
Остров площадью 30 га, согласно данным топографических съемок 1990 года (а позже они не проводились), имеет треугольно-клиновидную форму, в длину достигает 900 метров. В основе массива островного останца - известняки, на которых наслоены разновозрастные горизонты других осадочных пород. Археологические исследования, проводившиеся на острове в течение длительного времени, ведь он является составной частью национального археологического заповедника «Ольвия», определили культурные слои античности. Первое в северном Понте (Черном море) поселение возникло именно здесь - на нынешнем острове. Также здесь нашли культурные слои средневекового периода. Здесь отдыхали корабельщики Руси, покидая днепровские воды после стремительных и бурных порогов кристаллического щита Надднепрянщины.
Остров Березань является выразительным примером образования ландшафтов из-за изменения уровня моря. Фаза отступления - фанагорийская регрессия - закончилась в середине I тыс. до н. э., как раз во время колонизации эллинами Северного Причерноморья. Уровень моря в то время был на 4-5 м ниже нынешнего. Острова Березань не существовало: на полуострове, образованном морем, устьем р. Березани (теперь Березанский лиман) и проливом между Кинбурнской косой, был основан эмпорий (городище) Борисфен. На протяжении другой трансгрессии моря - нимфейской, начавшейся в середине I тыс. до н.э., перешеек, соединивший березанский полуостров с материком, исчез под водой - так и образовался остров Березань. По мнению ученых, произошло это в VI-IX ст. н.э. А в период непродолжительной корсунской регрессии в XIII-XIV ст. н.э. остров опять соединился с материком узким перешейком.
Новая ингрессия моря, продолжающаяся с XIV-XV ст и до сегодня, окончательно определила состояние уникального ландшафтного образования. Но природа берет свое: из-за неотектонических процессов, то есть трансгрессивных движений, ежегодно исчезает около 20 см полосы островных побережий.
Остров Березань - словно остров Буян, скажем, из пушкинской «Сказки о царе Салтане». Автор отрицательно относится к такому предположению, потому что считает «пушкиниану» генетически соединенной с другим - прибалтийским геопространством.
«Даль - душа ландшафта», - отметил когда-то философ Шпенглер.
Остров Березань в эпоху эллинов, поселившихся на прибрежных склонах наших лиманов, - это каменный останец еще более древних эпох. И река Березанка плавно растворялась в море под стремительной скалой острова. Первозданной красотой этот остров магически завораживает и сегодня - неприступный и неподвластный, окутанный тайной.
В скифские времена Березань еще не был островом, рассказывают профессиональные искатели древностей. Это был полуостров - отвесный рог между морем и степью.
Эллины хотели освоить далекие края на севере, за Понтом Аксинским (Негостеприимным морем). Очень бурное, опасное, страшное - таким оно осталось в мифах предыдущих народов-путешественников - финикийцев и фракийцев.
Однако не прошло и столетия, как благодарные греки переименовали это море в Понт Эвксинский (Гостеприимное).
Первые смельчаки, а может и проходимцы, из лодок, числом не больше десяти, ступили на берег Березани в середине VII ст. до н. э. Немногочисленный местный люд скородил землю, пас скот, ловил в лиманах рыбу и совсем не собирался избавляться от пришельцев путем агрессии. Не встретив сопротивления и перезимовав в холодных землянках, но сытно питаясь, так как в прибрежных водах было невероятное количество рыбы, бравые греческие ребята весной сели в лодки и с радостной вестью отправились домой - в Милет.
И они вернулись: с семьями и пожитками, оливками и вином, ремесленническим инвентарем и необходимым сырьем. Вооруженные, образованные, настойчивые. А главное - с желанием почувствовать эту землю своей новой родиной и остаться здесь навсегда. С тех пор они называли себя борисфенитами в честь бога реки, который, согласно мифу, и создал это геопространство, такое для них удобное и уже ставшее домом - «ойкосом». На Березанском мысе скоро появился город милетских иммигрантов - Борисфен, что обусловило последующую экспансию вглубь Гипербореи (так называли греки неизведанные края на севере). К пришельцам не было воинственности со стороны жителей степи. Как местные пахари, так и скифы-конники охотно торговали с ними тем, «что каждому Бог послал». И от таких отношений имели выгоду обе стороны: «Я тебе - скот, шерсть, хлеб, соль, руду, камни, в конце концов, - рабов, а ты мне - украшения (золотые и серебряные), горшки с вином (амфоры), масло (оливковое), орудия труда (железные), оружие (тоже железное)».
Пройдет века три, и эти такие разные и неповторимые человеческие сообщества вместе разобьют вдребезги перед ольвийскими вратами самые современные легионы Зопириона, когда тому приспичит, глупцу, покорить полис, включая окружающий край.
Скифы и эллины - они были разными, но жили рядом. Они имели собственные обычаи, но помогали друг другу. Скифский язык - это иранский язык. От скифов его получили аланы, а затем - осетины. На иранском языке (то есть осетинском - то есть скифском), слово БРЕЗАНТ означает «обрывистый (отвесный) берег». Отвесные берега имели и река, и лиман, и тот же полуостров, который теперь остров, именуемый Березанью.
Скифский царь Скил влюбился в гречанку и тем самым вышел за рамки этнических традиций. Именно здесь они заложили фундамент будущей жемчужины Понта - знаменитой Ольвии, живя сто лет на камнях и мергелях Березани. Они жили в полуземлянках, не зная, что такое комфорт, но создавали храмы - посвящения богам, среди которых и Афродите, который теперь раскапывают археологи несколько лет подряд. Они питались рыбой, которую щедро поставлял им Лиман, хлебом - из гиперборейской Лесостепи и мясом, которое им обменивали на вино люди-кони - скифы, обладатели пастбищ и скота.
Остров Березань - это как стык двух культур: греческой - античной и скифской, условно автохтонной. Царь Скил и его жена, благородная гречанка из Борисфена. Царь скифов не имеет права жить как эллин и поклоняться их богам, уверены соплеменники. И сталкиваются, и набирают силу противоречия: родовая традиция и привнесенный импульс иной культуры.
Сколько еще тайн хранит в себе остров Березань, можно только догадываться… Уникальное место Силы ждет Вас.
Автор – Вячеслав Кулаков